Назначение пранаямы
Пранаяма — секрет долгожителей
Простое значение пранаямы – контроль дыхания. Дыхание — это жизнь, это промежуток между первым вдохом и последним. Это означает, что есть какое-то количество вдохов и выдохов, выделенное каждой личности, и это уже предначертано судьбой и человек не способен продлить свою жизнь даже на одно дыхание, так как она исчисляется количеством вдохов и выдохов. Поэтому очень ценно дыхание в жизни.
Кто хочет прожить дольше, будет использовать свое дыхание экономно. Например, бег и другие физические дисциплины, будут ускорять дыхание. Будут мышцы, будут формы, но утратится жизненная энергия. В практике йоги сохраняется дыхание. И в тоже самое время, развивается тело. Поэтому практика асан является более высокой практикой в сравнении с простыми физическими упражнениями, а пранаяма сразу же будет замедлять цикл дыхания и увеличивать внутреннюю силу. Чем больше будет практики, тем больше будет энергии, чтобы двигаться вперед по жизненному пути.
Задержка в пранаяме
Йоговские тексты утверждают, что пранаяма состоит из трех компонентов: вдоха, задержки и выдоха. Есть четвертое измерение пранаямы, где вдохи и выдохи отсутствуют и остается только задержка. Задержка на санскрите значит кумбхака.
Кумбхака так же проявляется в трех формах. На начальном этапе невозможно оставаться только в задержке, поэтому важны все три компонента. Пока продолжают появляться вдохи и выдохи, это означает, что задержка кумбхака со вдохами и выдохами. Вот этот предлог «с» на санскрите называется сахита. Сахита кумбхака – это задержка со вдохами и выдохами.
Все пранаямы, упомянутые в текстах по йоге: ситали, ситкари, бхастрика, капалабхати…принадлежат категории Сахита кумбхака пранаямы, там также присутствуют вдохи и выдохи с задержкой. И далее можно подойти к такому этапу, где вдохи и выдохи не присутствуют вообще. Тогда будет только задержка, это называется на санскрите кевала. Кевала кумбхака означает только задержка.
Мудрец Патанджали не упоминает Кевала кумбхаку, этого слова не присутствует. Но в сутре говорится, помимо этих трех компонентов есть четвертое пространство пранаямы, где нет вдоха и выдоха. Это и есть Кевала кумбхака – высшая стадия пранаямы. И цель практики прийти к такой пранаяме.
В Хатха Йога Прадипике поясняется, что надо практиковать Сахита кумбхака пранаяму или пранаяму со вдохом и выдохом до тех пор, пока ты не достиг Кевала кумбхаки. Вся жизнь находится между вдохом первым и последним. Если ты способен проявить Кевала кумбхаку полноценно, то твоя жизнь станет вечной. И это цель конечной йоги.
Пранаяма — двигатель прогресса в йоге
Пранаяма не является чем-то маленьким. Пока йог не достигнет конечного божественного тела, пранаяма продолжает присутствовать как практика. В Хатха Йога Прадипике в комментарии на один из стихов поясняется, что пранаяма является неотъемлемым фактором, который движет йога от пранаямы к пратьяхаре, от пратьяхары к дхаране, от дхараны к дхъяне, от дхъяны к самадхи. Все это движение является проявлением пранаямы или контроля дыхания. Поэтому значимость пранаямы невозможно принизить.
Когда речь заходит об опыте в практике йоги по этой причине в Упанишадах весь путь йоги описывается словом пранопасана или поклонение пране. Тот кто знает прану, ее источник, ее функции, ее силу безусловно станет бессмертным, что означает, он может победить смерть. Бессмертие — это когда побеждаешь смерть и обретаешь божественное тело. И нет другого метода, который приводит тебя к этой цели без помощи пранаямы.
Если вы хотите овладеть своим дыханием, оставьте заявку на практический тренинг «Пранаяма — секрет жизни»
Один комментарий
Уведомление: