Йога для продвинутых

Спонтанная Йога

Когда усиливается ток праны в теле с помощью волевой практики асан, тогда начинается спонтанная садхана. Когда практикуешь йогу спонтанным образом, тебе ничего не надо делать, ты не прилагаешь никаких усилий. Ничем не надо овладевать, все возникает спонтанно. Если человек говорит, что он делал то или это, это означает, что с ним еще ничего не произошло.

Спонтанная йога – это необычная йога. Если почитать йоговские тексты, то что человек обретает в практике йоги, это не является нормальным, это является ненормальным. Это превращает нормального человека в ненормального, сверхчеловека. Однако наше восприятие йоги делает необычную йогу обычной, поэтому, то что мы думаем про йогу, это обычное понятие йоги. Обычная йога не сможет тебя продвинуть далеко, она поможет лишь сделать твое тело более здоровым и успокоить ум до какой-то степени. Также позволит тебе развить хорошие качества, такие как благородство, щедрость, честность на обычном мирском уровне. Но спонтанная практика, является единственной практикой, которая способна тебя продвинуть в духовном самоосознании, где практикующий не использует своего ума и разума, они не участвуют в этом процессе, он просто наблюдает затем, что происходит, что прана осуществляет в его теле с его сознанием. Таким образом, в спонтанной практике возникает пранопасана – это процесс поклонения пране или углубления ее внутрь.

Как это происходит?  У нас есть грубое, тонкое и причинное тело. Самым близким телом от души является причинное, далее тонкое тело. И самое далеко находящееся тело —  это грубое тело. Невозможно с позиции физического тела получить прямой опыт духа, поэтому, чтобы получить опыт своего духа, нужно направить себя внутрь. Прана должна направиться внутрь в тонкое тело, не во внешний мир, а внутрь. И в самом тонком теле прана должна направиться еще дальше вглубь и перейти в причинное тело, а с причинного тела прана должна направиться еще глубже и войти в Атман (Дух). Если ты направляешь прану внутрь себя-это есть процесс самореализации,  называемый пранопасана. Если ты используешь прану во внешнем пространстве, то это называется мирская жизнь. Но мы настолько заинтересованы в мирской жизни, что мы даже не думаем о том, чтобы направить прану внутрь. Если прана движется во внешний мир, ты становишься демоничным человеком. Если ты заставляешь двигаться прану внутрь себя, ты становишься божественным человеком. Поэтому, хотим мы стать демоном или ангелом, зависит от нас и наших желаний. Те, кто понимают этот принцип, они никогда не двигаются в сторону демонизма. Однако гораздо легче идти во вне и быть экстравертом, чем идти вглубь себя. Таким образом Атман находится в тюрьме этих трех тел. Но по мере движения вглубь себя или самадхи, ты осознаешь свое истинное «я», свой дух. Смысл в том, чтобы сознание отстранялось от трех тел, и этот метод отстранения праны от внешних к внутренним телам называется пранопасана. И насколько усилена прана, насколько она сосредоточена и сконцентрирована, так далеко человек сможет продвинуться по пути спонтанной йоги. Используя метод пранопасаны, ты достигаешь йоги (единства между душой и Богом). Но перед осознанием Бога приходит самореализация . Однако, чтобы постичь дух, его не нужно искать где-то во вне, его нужно найти в себе, в своем сердце, ибо в нем обитель Бога, и Его нужно искать там.

 

Йога Садхана

«Из тысяч людей немногие стремятся к совершенству, а из стремящихся едва ли один достигает Меня» — говорит Кришна Арджуне в Бхагават Гите, стих 7.3

Йога садхана – это посвящение своей жизни духовной практике йоги. Йога садхана – это средство достижения освобождения. Немногие обращаются на этот путь, кто-то дойдет до конца, кто-то выпадет в процессе. Если кто-то хочет осуществлять прогресс на этом пути, просто нужно принять тот факт, что этот путь непрост и небыстр. Не один мудрец не сказал, что этот путь осознания легкий. Это самая высшая цель, которая может быть у человека, и только немногие, у которых есть природа отшельников могут двигаться по этому пути успешно.

В современном мире трудно найти время для духовной практики, потому что нужно трудиться, чтобы зарабатывать себе на жизнь. В Индии есть такая культура ашрама, если человек принимает  отреченный уклад жизни, то общество его поддерживает, чтобы он мог посвятить все свое время духовной практике йоги. Практиковать йогу можно не только в Индии, где есть человек, там есть возможность стать йогом. Первая квалификация, чтобы стать йогом, это обрести человеческое тело, в теле животного, птицы, насекомого, ты не можешь практиковать йогу и достичь совершенства, только человек имеет такие инструменты. И на западе люди и на востоке люди, и на севере и на юге. Где люди, там есть возможность человеку стать йогом. Но в тоже самое время, человек на западе и в других местах не сможет стать йогом, почему? Потому что должно быть общество, которое поддерживает личность, которая хочет полностью посвятить себя практике йоги. Тогда йогу не нужно будет беспокоиться о своем заработке. В Индии люди не задают вопрос, почему этот человек не работает и попрошайничает, потому что они знают, что эта личность посвятила себя йога садхане. Конечно же, потребности йога должны быть очень скромными. Если люди дают больше, то это уже их добрая воля, но этим нельзя злоупотреблять. Их поддержку необходимо использовать правильно, погружаясь постоянно в практику. Если такая культура будет во всем мире, йоги будут во всем мире.

Первая сложность с которой придется столкнуться в йога садхане — сможешь ли ты посвятить практике много времени или станешь лениться. Кто может эту проблему решить по-мимо тебя самого. Это препятствие не создается кем-то другим, это твой тамас, находящийся в твоем уме, не позволяющий развиваться. Другая сложность, если в тебе преобладает раждас, необходима деятельность. Пришло время медитации,но кто-то подходит и просит о помощи. Идти кому-то помогать гораздо легче, чем идти медитировать и ты оставляешь садхану из-за раджаса. Поэтому человек должен отречься. Господь, мир позаботится о всех и о тебе тоже. Пускай Господь поможет ему и много людей, которые могут помочь ему, однако ты принимаешь это на свои плечи, потому что тебе так удобно, тебе удобнее заниматься этим, нежели практиковать йогу и погружаться в садхану. Это психологическая проблема, которая глубоко лежит в нашей природе. И еще одно препятствие: когда ты решился вовлечься в садхану, а тело твое еще не очищено, тогда начинает болеть желудок, завтра голова. Когда нездоровится, ты не на чем не можешь сосредоточиться. Даже та работа, где нужна концентрация, ты ее тоже не сможешь должным образом выполнить. Таковы физические препятствия на пути духовного прогресса. Есть еще ментальные отвлечения. Ты ожидаешь через три месяца достичь в практике такого – то результата. Но не достигнув такого уровня, которого ты ожидал — разочаровывает тебя. Это также является препятствием. И в большинстве случаев, садхаки оставляют свою практику, потому что у них есть ожидания, через год стать сиддха йогом, люди будут приходить, кланяться их стопам, если этот план не материализовался, люди утрачивают интерес. Их уже больше не интересует садхана. Это хорошо пока они не причиняют беспокойства другим йогам, но приходит такой момент, когда они начинают и другим йогам причинять беспокойства. Потом они говорят, что уже и Бога нет, что они утратили веру в него. Существует много разных видов препятствий.

Нужно набраться  терпения и быть настойчивым, если ни одно рождение, то пять, десять все равно продолжать практику. После многих рождений человек может достичь свободы. Это не кратковременный курс одномесячный или трехгодичный. Это курс в целую жизнь и может быть после нескольких рождений ты станешь йогом. Кто не совершает духовного прогресса через служение Богу или йога садхану, является простым обычным существом, как все. Он имеет минимальный запас служить другим. Кто забыл свою истинную личность и не может возвысить себя духовно, не может быть чужим спасением. Кто не смог служить себе, вряд ли сможет служить другому. Если даже такой человек иногда совершает какой-то большой или маленький акт альтруизма,это уже приближает его к Богу. Те, кто не может практиковать наивысший тип йога садханы, должны служить другим или Богу