Практика Асан

 

 

 

 

 

Практика асан является начальной практикой Аштанга йоги. Существует 8 миллионов 400 тысяч асан, но йоговские тексты упоминают всего лишь 84 асаны. Этого вполне достаточно на нашем уровне. Асаны являются физическими формами, которое принимает наше тело. Они могут быть подразделены на два вида: одни асаны являются развивающие, другие медитативные. Развивающие позы дают физическую тренировку разным частям тела, контролируют и регулируют токи жизненного воздуха в теле. Медитативные положения те, в которых человек может находиться стабильно и комфортно долгое время без чувства усталости.

Сначала нужно сосредоточиться на практике развивающих упражнений, поскольку они помогают в очищении тела, которое преисполнено разнообразными каналами. В первую очередь должны быть очищены каналы физического тела такие, как пищевой тракт, кишечник, артерии, вены, нервная система и далее каналы тонкого тела. Развивающие асаны должны практиковаться с нашим уровнем продвижения. Поэтому необходимо начать с более легких упражнений для начинающих, следующий уровень для продолжающих и затем для продвинутых практиков. Если методичным образом проходить все этапы, то получится гораздо больше блага. Если следовать без предписанного метода, тратится больше энергии и времени без должного эффекта.

Практика асан – это физическая культура, которая способствует развитию не только мышц, но также эндокринных желез, тонизируя внутренние органы. Если асаны выполняются с напором, напряжением, рывками, то можно повредить внутренние органы. При правильном выполнении асан, внутренние органы оздоравливаются и начинают работать лучше. Практике асан необходимо обучаться от учителя, который владеет знанием правильных техник. Правильная техника выполняется в соответствии со своей комфортной возможностью.

В каждой асане есть свое специфическое дыхание. Асана считается асаной, когда есть акцент на правильном дыхании. Если взять другие упражнения, такие как гимнастика, бег, фитнес — они не ставят акцент на дыхании. Если практиковать асану как физическое упражнение, не уделяя внимание правильному дыханию, тогда асана будет оказывать лишь физическую подготовку, но не будет происходить физического очищения. При выполнении обычных упражнений дыхание быстрое, но в практике асан, дыхание будет замедленным, иногда даже невозможно понять есть оно или нет, а это значит, что тело не будет уставать, уйдет скованность и твердость. При беге и даже быстрой ходьбе невозможно контролировать свое дыхание, оно будет идти таким, каким оно будет, поэтому нет описания дыхания. Но в асанах оговаривается каждое дыхание, вот здесь надо сделать вдох, здесь выдох, вот здесь будет задержка – четкие пошаговые описания дыхания. Это называется должная практика, которая способствует очищению каналов грубого тела.

Помимо дыхания, также важен ментальный фокус. Во время выполнения асаны необходимо направить внимание на ту часть тела, которая требует ментального сосредоточения. Мягкие, плавные движения без рывков, без перенапряжения, без давления дают возможность стать уму погруженным в процесс.  Так практика асан также помогает успокоению ума.  Таким образом, просто принять какое –то положение телом еще не достаточно. Зная внешнюю форму невозможно получить полного блага, потому что асана не выполняется в полной мере. Поэтому практика асан является особой техникой, которая предназначена для достижения физического, ментального и духовного благосостояния.

Духовное благо практики асан — это усиление тока праны в теле. Свами Раджарши Муни приводит такой пример: если у тебя есть машина и в ней только один литр, как далеко ты уедешь? Не так далеко. А если пять литров? Ты уже проедешь дальше, а если 10 литров? Еще дальше. Прана является бензином на пути прогресса в йоге. Чем сильнее ток праны, тем дальше человек может двигаться к самореализации, то есть когда он видит дух или душу, находящуюся внутри себя. Это основной эффект в выполнении асаны.

Изначально прана слаба. Она присутствует в каждом из нас, и хотя душа у всех одинакова, мы не все одинаково энергичны. Отличие заключается в физических покрытиях. Кто-то может быть более ленивым в тамасе, у кого-то много раджаса, он более активный, другой саттвичный, уравновешенный. Из этого следует, что саттва лучше всего. Итак, природа человека наполнена тамасом, раджасом и саттвой. Практикующий постепенно должен перейти к качеству саттвы, потому что необходима ясность сознания. И когда это случается, асаны автоматически становятся стабильными и тогда нет необходимости в развивающих асанах, тогда ты переходишь к медитативной асане. Поэтому, прежде чем находиться в медитативном состоянии, сначала нужно овладеть телом. Прана сделает твое тело стабильным сама.

В йоге, терпение, имеет большое значение. Если продолжать практику на протяжении долгого времени, любая асана станет совершенней. Тело будет становится все более и более расслабленным, гибким и мягким, а ум спокойным. И постепенно практикующий достигнет совершенства. Это великое преимущество йоговских упражнений — асан. Йоговские тексты упоминают, если ты можешь находиться в позе стабильно без движения и в тоже самое время без усталости и боли какой бы то ни было части тела, как будто бы ты забыл о своем теле, это означает, что ты овладел асанами. Такое мастерство приходит, когда ты полностью забываешь о физическом теле. Это означает, что твое сознание не с физическим телом, а оно уже связано с тонким телом и все это происходит автоматически на последующих этапах йоги. С позиции йоговских текстов, стабильная и комфортная в забытьи обо всем остальном, вот это есть асана. Человек, который овладел асаной, он уже не беспокоится о физическом теле. Он уже един с тонким телом. Поэтому когда он достигнет этого этапа, ничего другого уже не потребуется. Но пока физическое тело еще не очищено, ум будет пребывать в беспокойстве. Таким образом, первая задача йоги – очистить каналы физического тела, потом уже очищение каналов тонкого тела и только потом придет  понимание что такое причинное тело. И когда человек оставит все три тела как бесполезные, вот тогда он постигнет душу. Такова цель самадхи – конечной ступени Аштанга Йоги.

«Если ты хочешь обучиться йоге, то настоящая йога вот эта. Конечно же можно превратить практику йоги в дешевку, в такую быструю практику, но это для твоего заработка, ни для духовного возвышения. Если ты хочешь практиковать йогу для духовного возвышения, тогда тебе необходимо пройти через все эти этапы. По мере очищения нашего тела, обычная прана становится более сильной и возвышает нас. Возвышение тоже не происходит очень быстро. Ничего не происходит сразу. Если ты хочешь превзойти рамки времени и пространства, как ты думаешь, сколько времени уйдет на это? Если у тебя нет терпения, у тебя не получится достигнуть успеха на пути йоги. Терпение и настойчивость в практике, не в теории, а в практике, приведет тебя к успеху.» Свами Раджарши Муни