Йога для начинающих
Содержание:
Хатха Йога
Йога, как правило, направлена на духовное возвышение; но его существенным предварительным условием является чистота тела и ума. В отсутствие такой чистоты, йога, скорее всего, приведет к вредным последствиям вместо того, чтобы работать на благо. Поэтому серьезный искатель йоги должен, во-первых, прекратить злоупотреблять своим телом и умом через Ямы (самоограничения) и Ниямы (самодисциплину), и затем переходить к практике Хатха Йоги. Древние мудрецы и йоги рассматривали закалку тела как первый шаг к обучению ума и освобождению духа.
Асаны(позы), Пранаяма (контроль дыхания), Шаткрии (очистительные процессы), Мудры (позы с замыканием и запечатыванием), Бандхи (энергетические замки), Кундалини Джакрути (пробуждение змеиной энергии) формируют Хатха йогу. Кульминацией Хатха йоги является Пратьяхара (изъятие ума от чувств). Когда человек достигает Пратьяхары, на этом Хатха йога завершается и начинается Раджа йога в форме практики Дхараны, Дхьяны и Самадхи. Хатха йога является практической стороной йоги. Раджа йога является ментальной стороной йоги. При Раджа йоге в Хатха йоге уже нет необходимости. В Хатха Йога Прадипике есть стих, в котором говорится, что я даю эту науку Хатха йоги с целью обретения Раджа йоги. Таким образом, без прохождения Хатха йоги, человек не может войти в практику Раджа йоги. Это означает, без овладения физическим телом, нет возможности вхождения в практику ментальной йоги. В наше время многие люди заинтересованы в практике ментальной йоги, но прежде чем человек войдет в ментальную йогу, он должен достичь совершенства в физической йоге. Поэтому Хатха йога является очень важным аспектом практики и называется начальная школа. И практикующий начинает, постепенно развивается, переходит в среднюю школу и после прохождения средней школы выходит в университет и в конечном итоге идет на получение ученой степени. И эти ученые степени непросто дипломы. Люди, конечно же, могут принимать его йогом, и выдать сертификаты, но настоящий сертификат таков, если он действительно станет йогом.
[youtube https://www.youtube.com/watch?v=qOgHCzX-FwA&w=560&h=315]
Практика Асан
Практика асан является начальной практикой Аштанга йоги. Существует 8 миллионов 400 тысяч асан, но йоговские тексты упоминают всего лишь 84 асаны. Этого вполне достаточно на нашем уровне. Асаны являются физическими формами, которое принимает наше тело. Они могут быть подразделены на два вида: одни асаны являются развивающие, другие медитативные. Развивающие позы дают физическую тренировку разным частям тела, контролируют и регулируют токи жизненного воздуха в теле. Медитативные положения те, в которых человек может находиться стабильно и комфортно долгое время без чувства усталости.
Сначала нужно сосредоточиться на практике развивающих упражнений, поскольку они помогают в очищении тела, которое преисполнено разнообразными каналами. В первую очередь должны быть очищены каналы физического тела такие, как пищевой тракт, кишечник, артерии, вены, нервная система и далее каналы тонкого тела. Развивающие асаны должны практиковаться с нашим уровнем продвижения. Поэтому необходимо начать с более легких упражнений для начинающих, следующий уровень для продолжающих и затем для продвинутых практиков. Если методичным образом проходить все этапы, то получится гораздо больше блага. Если следовать без предписанного метода, тратится больше энергии и времени без должного эффекта.
Практика асан – это физическая культура, которая способствует развитию не только мышц, но также эндокринных желез, тонизируя внутренние органы. Если асаны выполняются с напором, напряжением, рывками, то можно повредить внутренние органы. При правильном выполнении асан, внутренние органы оздоравливаются и начинают работать лучше. Практике асан необходимо обучаться от учителя, который владеет знанием правильных техник. Правильная техника выполняется в соответствии со своей комфортной возможностью.
В каждой асане есть свое специфическое дыхание. Асана считается асаной, когда есть акцент на правильном дыхании. Если взять другие упражнения, такие как гимнастика, бег, фитнес — они не ставят акцент на дыхании. Если практиковать асану как физическое упражнение, не уделяя внимание правильному дыханию, тогда асана будет оказывать лишь физическую подготовку, но не будет происходить физического очищения. При выполнении обычных упражнений дыхание быстрое, но в практике асан, дыхание будет замедленным, иногда даже невозможно понять есть оно или нет, а это значит, что тело не будет уставать, уйдет скованность и твердость. При беге и даже быстрой ходьбе невозможно контролировать свое дыхание, оно будет таким, каким оно будет, поэтому нет предписанного дыхания. Но в асанах оговаривается каждое дыхание, вот здесь надо сделать вдох, здесь выдох, вот здесь будет задержка – четкие пошаговые описания дыхания. Это называется должная практика, которая способствует очищению каналов грубого тела.
По мимо дыхания, также важен ментальный фокус. Во время выполнения асаны необходимо направить внимание на ту часть тела, которая требует ментального сосредоточения. Мягкие, плавные движения без рывков, без перенапряжения, без давления дают возможность стать уму погруженным в процесс. Так практика асан также помогает успокоению ума. Таким образом, просто принять какое –то положение телом еще не достаточно. Зная внешнюю форму невозможно получить полного блага, потому что асана не выполняется в полной мере. Поэтому практика асан является особой техникой, которая предназначена для достижения физического, ментального и духовного благосостояния.
Духовное благо практики асан — это усиление тока праны в теле. Свами Раджарши Муни приводит такой пример: если у тебя есть машина и в ней только один литр, как далеко ты уедешь? Не так далеко. А если пять литров? Ты уже проедешь дальше, а если 10 литров? Еще дальше. Прана является бензином на пути прогресса в йоге. Чем сильнее ток праны, тем дальше человек может двигаться к самореализации, то есть когда он видит дух или душу, находящуюся внутри себя. Это основной эффект в выполнении асаны.
Изначально прана слаба. Она присутствует в каждом из нас, и хотя душа у всех одинакова, мы не все одинаково энергичны. Отличие заключается в физических покрытиях. Кто-то может быть более ленивым в тамасе, у кого-то много раджаса, он более активный, другой саттвичный, уравновешенный. Из этого следует, что саттва лучше всего. Итак, природа человека наполнена тамасом, раджасом и саттвой. Практикующий постепенно должен перейти к качеству саттвы, потому что необходима ясность сознания. И когда это случается, асаны автоматически становятся стабильными и тогда нет необходимости в развивающих асанах, тогда ты переходишь к медитативной асане. Поэтому, прежде чем находится в медитативном состоянии, сначала нужно овладеть телом. Прана сделает твое тело стабильным сама.
В йоге, терпение, имеет большое значение. Если продолжать практику на протяжении долгого времени, любая асана станет совершенней. Тело будет становится все более и более расслабленным, гибким и мягким, а ум спокойным. И постепенно практикующий достигнет совершенства. Это великое преимущество йоговских упражнений — асан. Йоговские тексты упоминают, если ты можешь находиться в позе стабильно без движения и в тоже самое время без усталости и боли какой бы то ни было части тела, как будто бы ты забыл о своем теле, это означает, что ты овладел асанами. Такое мастерство приходит, когда ты полностью забываешь о физическом теле. Это означает, что твое сознание не с физическим телом, а оно уже связано с тонким телом и все это происходит автоматически на последующих этапах йоги. С позиции йоговских текстов, стабильная и комфортная поза, в забытьи обо всем остальном, вот это есть асана. Человек, который овладел асаной, он уже не беспокоится о физическом теле. Он уже един с тонким телом. Поэтому когда он достигнет этого этапа, ничего другого уже не потребуется. Но пока физическое тело еще не очищено, ум будет пребывать в беспокойстве. Таким образом, первая задача йоги – очистить каналы физического тела, потом уже очищение каналов тонкого тела и только потом придет понимание что такое причинное тело. И когда человек оставит все три тела как бесполезные, вот тогда он постигнет душу. Такова цель самадхи – конечной ступени Аштанга Йоги.
«Если ты хочешь обучиться йоге, то настоящая йога вот эта. Конечно же можно превратить практику йоги в дешевку, в такую быструю практику, но это для твоего заработка, ни для духовного возвышения. Если ты хочешь практиковать йогу для духовного возвышения, тогда тебе необходимо пройти через все эти этапы. По мере очищения нашего тела, обычная прана становится более сильной и возвышает нас. Возвышение тоже не происходит очень быстро. Ничего не происходит сразу. Если ты хочешь превзойти рамки времени и пространства, как ты думаешь, сколько времени уйдет на это? Если у тебя нет терпения, у тебя не получится достигнуть успеха на пути йоги. Терпение и настойчивость в практике, не в теории, а в практике, приведет тебя к успеху.» Свами Раджарши Муни
Пранаяма
Простое значение пранаямы – контроль дыхания. Дыхание — это жизнь, это промежуток между первым вдохом и последним. Это означает, что есть какое-то количество вдохов и выдохов, выделенное каждой личности, и это уже предначертано судьбой и человек не способен продлить свою жизнь даже на одно дыхание, так как она исчисляется количеством вдохов и выдохов. Поэтому очень ценно дыхание в жизни. Кто хочет прожить дольше, будет использовать свое дыхание экономно. Например, бег и другие физические дисциплины, будут ускорять дыхание. Будут мышцы, будут формы, но утратится жизненная энергия. В практике асан и пранаямы сохраняется дыхание. И в тоже самое время, развивается тело. Поэтому практика асан является более высокой практикой в сравнении с простыми физическими упражнениями, а пранаяма сразу же будет замедлять цикл дыхания и прана будет сильной. Чем больше будет практики, тем больше будет энергии, чтобы двигаться вперед по жизненному пути.
Йоговские тексты утверждают, что пранаяма состоит из трех компонентов: вдоха, задержки и выдоха. Есть четвертое измерение пранаямы, где вдохи и выдохи отсутствуют и остается только задержка. Задержка на санскрите значит кумбхак. Кумбак так же проявляется в трех формах. На начальном этапе невозможно оставаться только в задержке, поэтому важны все три компонента. Пока продолжают появляться вдохи и выдохи, это означает, что задержка кумбхак со вдохами и выдохами. Вот этот предлог «с» на санскрите называется сахит. Сахит кумбхак – это задержка со вдохами и выдохами. Все пранаямы, упомянутые в текстах по йоге: шитали, шиткари, бхастрика, капалабхати…принадлежат категории Сахит кумбхак пранаямы, там также присутствуют вдохи и выдохи с задержкой. И далее можно подойти к такому этапу, где вдохи и выдохи не присутствуют вообще. Тогда будет только задержка, это называется на санскрите кевал. Кевал кумбхак означает только задержка. Мудрец Патанджали не упоминает Кевал кумбхак, этого слова не присутствует. Но в сутре говорится, помимо этих трех компонентов есть четвертое пространство пранаямы, где нет вдоха и выдоха. Это Кевал кумбхак – высшая стадия пранаямы. И цель практики прийти к такой пранаяме. В Хатха Йога Прадипике поясняется, что надо практиковать Сахит кумбхак пранаяму или пранаяму со вдохом и выдохом до тех пор, пока ты не достиг Кевал кумбхак. Вся жизнь находится между вдохом первым и последним. Если ты способен проявить Кевал кумбхак полноценно, то твоя жизнь станет вечной. И это цель конечной йоги. Поэтому пранаяма не является чем-то маленьким. Пока йог не достигнет конечного божественного йоговского тела, пранаяма продолжает присутствовать как практика. В Хатха Йога Прадипике в комментарии на один из стихов поясняется, что пранаяма является неотъемлемым фактором, который движет йога от пранаямы к пратьяхаре, от пратьяхары к дхаране, от дхараны к дхъяне, от дхъяны к самадхи. Все это движение является проявлением пранаямы или контроля дыхания. Поэтому значимость пранаямы невозможно принизить. Когда речь заходит об опыте в практике йоги по этой причине в Упанишадах весь путь йоги описывается словом пранопасана или поклонение пране. Тот кто знает прану, ее источник, ее функции, ее силу безусловно станет бессмертным, что означает, он может победить смерть. Бессмертие — это когда побеждаешь смерть и обретаешь божественное тело. Поэтому нет другого метода, который приводит тебя к этой цели без помощи пранаямы.
Пранаяма означает контроль дыхания. Однако важный фактор во всем этом не регуляция, а прана – жизненная сила, потому что это энергия духа, находящегося в нас. Солнце не присутствует здесь, но через энергию света и тепла оно достигает земли. Точно также энергия души проявляется через прану. Любое движение тела происходит из энергии праны. Когда душа оставляет тело, дух забирает эту энергию с собой, остается только мертвая материя с землей, водой, огнем, элементом воздуха и эфира. Жизнь ушла из тела. И только душа обладает энергией и эта энергия — прана. Напрямую невозможно понять душу, ее можно понять через энергию. Это есть самореализация – постижение духа в себе. Йога не проявляется в нескольких упражнениях. Йога является очень большой наукой, даже ученые хотят понять эти истины. Но здесь неуместна спешка. Ты должен быть готов посвятить несколько жизней для того чтобы достичь цели. Ты можешь умереть, родиться опять, но не оставлять эту практику. Такова важность пранаямы.
Анулома Вилома Пранаяма
На начальных этапах практикуется только Анулома Вилома пранаяма. Если раньше начнутся практики других пранаям они не принесут должного эффекта. Анулома Вилома Пранаяма предназначена для очищения каналов физического тела. В наших каналах загрязнения и мы опорожняем кишечник, чтобы избавиться от этих нечистот. Мы понимаем, что нечистоты присутствуют в нашем теле. Кушать необходимо, но очищение каналов также в равной степени необходимо как и еда, иначе возникает заболевание. Поэтому нужно очищать каналы нашего тела в первую очередь.
Для практики Анулома Вилома пранаямы необходимо выбрать асану (позу), в которой можно сидеть комфортно с прямой спиной длительное время. Затем закрыть глаза и держать тело неподвижно и прямо. Выполнить медленные, глубокие и полные вдохи и выдохи. Постараться дышать как можно глубже, в полном объеме используя свой потенциал, но не превышая его. Это уменьшит скорость дыхания. Освоив правильное йогическое дыхание, можно сделать следующий шаг — научиться сохранять дыхание. Это называется «кумбхак». Йогическое дыхание вместе с кумбхак и есть пранаяма. Для введения кумбхак используется Пранава Мудра. Согните два пальца правой руки в ладонь этой руки. Затем закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки и левую ноздрю четвертым пальцем правой руки. Закрытие ноздрей таким способом и называют Пранава мудра. После Пранава мудры откройте левую ноздрю и сделайте медленный и глубокий вдох. После полного вдоха закройте левую ноздрю четвертым пальцем правой руки. Задержите дыхание, насколько это возможно. Затем откройте правую ноздрю и медленно выдохните этой ноздрей. Опять вдохните медленно и глубоко через эту же ноздрю, и опять ее закройте большим пальцем, задержите дыхание. После полной задержки откройте левую ноздрю и выполните выдох с этой стороны. Это один полный цикл Анулома Вилома Пранаямы. Сделайте пять таких циклов без пауз.
Йоговские тексты упоминают о долях, точных регуляциях вдоха, задержки и выдоха. На санскрите доля называется словом матра. Это для более высокого уровня практики пранаям. Это означает, что ты достиг такого высокого уровня выполнения пранаямы и у тебя возникает такой опыт, если ты выполняешь в более высокой матре. Существуют три высоких формы матр или ритмов. Первая форма матры – это когда проявляется потоотделение. Создается в теле жар, который проявляет это потоотделение. Когда еще более высокая матра проявляется, в теле появляется дрожь. И следующий уровень матры, когда тело начинает левитировать. Такие уровни применимы, когда ты подошел к таким этапам. Это просто матры или доли означают, что ты подошел к практике пранаямы на этих уровнях. До тех пор пока ты не достиг этого уровня нет необходимости имитировать эти доли. В противном случае они не помогут, а наоборот принесут вред. У каждого человека легкие обладают своим ресурсом и вместо того, чтобы получить благо от практики пранаямы, соблюдая эти ритмы, ты можешь наоборот принести заболевания. Поэтому перед практикой необходимо найти Гуру, у которого должны быть ключи к этой практике и получить от него наставления. Всему обучают в соответствии с уровнем на котором находится практика. Конечно же, все можно рассказать из учебников, но это не сделает тебя йогом. Чтобы овладеть этим, необходимо терпение и настойчивость в практике. Так сложно найти в этом мире реализовавшего себя йога; а йога, который обрел божественное тело, такой йог в практике может появляться однажды в тысячу лет. Они не такие частые гости здесь. В настоящей йоге нет коротких дорожек. Короткие дороги не помогают на этом пути.
Регулярная практика Анулома Вилома Пранаямы устраняет сонливость и психические искажения, такие как гнев, беспокойство, лень и т. д. Развивает добродетели: сдержанность, миролюбие, мужество и бодрость. Очищает кровь выше средней степени. Это, в свою очередь, увеличивает иммунитет. Таким образом, тело становится здоровым и сильным.