Виды благотворительности

Благотворительность бывает трех видов: саттвическая, раджасическая и тамасическая; то есть в гунах благости, страсти и невежества.

Любой человек в мире может дать понять насколько он богат или беден в своем сострадании. Всякий раз, когда наше сердце тает при виде невыносимой боли страждущего, оно полностью освещается божественным светом. У каждого свои страдания, однако те, кто страдают, видя боль других, приносят не только облегчение их сердцам, но и очищают собственное сердце, поэтому любой может стать великим филантропом. Ведь утешить сердца других, можно просто взирая с любовью на того, кто в отчаянии, или просто обращаясь к нему как к родному человеку. Сострадательное участие надолго остается в собственной памяти, а сердце постоянно испытывает неисчерпаемую радость. Так божественная благодать входит в нашу жизнь и сеет семена мира и любви. Мы не можем видеть Господа, поскольку Он постоянно питает солнце и луну светом, тайно наполняет землю едой и облака водой. Человеческие глаза ясно видят солнце, луну, свет, землю, пищу, облака и воду. Создатель мира так велик, что наши глаза не могут воспринимать Господа, ни какую-либо часть Его тела, ни Его тень.  Мы — Его дети, и наша природа должна содержать немного Его щедрости. Чистая саттвическая благотворительность определяется как «щедрое пожертвование всем, что у вас есть, или полное пожертвование собой». Благотворительность в благости имеет два основных принципа: отдай безвозмездно и без ведома других. Если помогаешь другим, то ничего не жди взамен, помоги и забудь, и держи это в тайне. В Шримад Бхагавад Гите говорится: «Дар, который дается только с мыслью «быть отданным» достойному человеку, который не оказал никакой предшествующей услуги, в надлежащем месте и время; этот дар считается саттвикой, относящейся к саттвагуне». (17.20)

Раджасическая благотворительность является принудительной, то есть скрипя сердцем. Почти каждый человек в мире занимается раджасической благотворительностью с выгодой,  с ожиданиями, с обязательством и с обменом. «Тот дар, который дается неохотно, с целью вознаграждения или, опять же, в отношении плода, называется раджасика (относящийся к раджогуне)». (Шримад Бхагавад Гита, 17.21)

Тамасическая благотворительность включает в себя тот тип пожертвований, который мотивируется снисходительностью, жалостью и презрением, и в котором выбираются неподходящее место, время и получатель. «Тот дар, который дается в неподходящее время и в неподходящем месте недостойным, без должного уважения и с презрением, объявляется тамасикой (, относящимся к тамогуне)». (Шримад Бхагавад Гита, 17.22)