«Йога. Синтез психологии и метафизики» Свами Раджарши Муни (Гуруджи)

Свами Раджарши Муни Йога. Синтез психологии и метафизики (Избранные главы из книги «Yoga. A Synthesis of Psychology and Metaphysics» by Swami Rajarshi Muni)

 

Глава четвертая

Йога в индийской философии

Ортодоксальная индийская философия представлена в шад даршанах (шести классических систем), одна из которых является доктриной йоги. Эти системы философской мысли развились как результат знания, отфильтрованного после долгих философских исследований мудрецами. Из высших духовных реализаций и созерцательных видений индийских мудрецов древности, возникли эти системы. Слово «даршан» значит прямое восприятие, созерцательное видение или духовное откровение. Оно также обозначает знание или проницательность. Если употреблять в философском смысле, даршан означает знание о таттве, настоящей сущности или окончательном принципе, лежащим в основе всего феноменального творения. А мудрец, который видит или воспринимает таттву (принцип сущности реальности), известен как таттвадаршин (тот, кому была раскрыта истина). Даршан, как философская система, представляет собой хранилище знаний о таттве, полученных провидцем или мудрецом посредством прямого духовного откровения или видения. Шесть систем индийской философской мысли были основаны разными мудрецами, которые воспринимали одну и ту же истину, но с разных точек зрения и на разной глубине. Ни один из них не может по отдельности и исключительно представлять индийскую ортодоксальную философию как коллективное учение, основанное на всех шести даршанах (систем). Однако такая координация шести систем в единую классическую ортодоксальную философию была предпринята гораздо позже, примерно в 800 году. До того каждый даршан (система) существовал как отдельная школа философии. Объединение всех шести даршан в единую школу было осуществлено во время 900 или 1000 года нашей эры. Названия этих шести классических систем индийской философии вместе с именами их основателей, следующие: 1. Санкхья, основатель мудрец Капила. 2. Йога, основатель Патанджали. 3. Мимамса(пурва), основатель Джаймини. 4. Веданта, основатель Вьяса. 5. Вайшешика, основатель Канада. 6. Ньяя, основатель Гаутама. Нет определенной информации относительно периода, в течение которого жили мудрецы-основатели этих шести систем. Несомненно, однако, что все они являются древними, легендарными фигурами и существовали за много веков до того, как были формализованы классические тексты основанных ими систем. Считается, что тексты большинства этих систем были составлены в их нынешнем виде где-то между 200 годом до н. э. и 450 годом н. э. Эти шесть философских систем первоначально анализируют составные элементы человеческого существования и опыта. Впоследствии они пытаются понять связь между фундаментальными таттвами (духом и природой). В конечном счете, они стремятся постичь дух достаточно и истинно, потому что единственный путь к спасению лежит через его реализацию. Помимо представления философии, шесть систем также детализируют методы достижения реальных духовных переживаний. Таким образом, они не только предоставляют философское понимание, но также дают реальное пробуждение и практические направления для применения теории. Их сфера не ограничивается простой интеллектуальной деятельностью, но распространяется на более широкие сферы созерцания и просвещения. Они являются одновременно теорией и практикой науки раскрытия истинной сущности или духа. Необходимо уточнить ограничения любой философской мысли в целом. Следует иметь в виду, что философия, какой бы высокой она ни была, не может сформулировать абсолютно правильные интерпретации трансцендентальных истин, раскрытых в состоянии совершенного единства с конечной реальностью. Мудрецы, которые воспринимают такие трансцендентные истины через созерцательные видения, обычно находятся под влиянием своих собственных субъективных настроений в экстазе. Более того, они воспринимают эти истины без какого-либо мотива или причины, поскольку их умственные функции полностью прекращаются во время таких откровений. После выхода из экстатического состояния им становится трудно адекватно и соответственно интерпретировать эти переживания словами, поскольку интеллект имеет свои собственные врожденные ограничения. Это означает, что философия, в лучшем случае, может дать несколько рациональную картину духовных реалий и предложить общие руководящие принципы для направления духовных усилий стремящегося. Это может служить целью указания только приблизительного плана или карты духовного пути, ведущего к реальности. Философия — это всего лишь средство достижения цели, и ее не следует заменять самой целью. Это верно даже в отношении шад даршанов ( шести классических систем индийской философии). Эти шесть систем понимаются как три близнецовые системы. Первый близнец — это санкхья и йога. Второй близнец- это мимамса (пурва) и веданта. Третий близнец – это вайшешика и ньяя. Каждый из этих близнецов считается просто двумя различными аспектами одного, как две стороны одной монеты. Каждый аспект близнеца служит дополнительной философией к другому аспекту.

Санкхья и йога

Первые близнецы, санкхья и философия йоги, имеют дело с иерархией таттв (основными принципами или категориями), эволюцией пракрити (природы) через эти таттвы, а также обратным процессом растворения таттв в их изначальном источнике, пракрити. Пока философия санкхьи имеет дело прежде всего с эволюционным процессом, который связывает индивидуальную душу с материей, философия йоги имеет дело с инволюцией или обратным процессом, который освобождает душу от оков материи. Слово «санкхья» значит перечисление. Так как эта система перечисляет таттвы (основные принципы и категории), ее называют санкхья даршан. Всего двадцать пять таттв перечисляются в санкья философии: пуруша (дух или душа), пракрити (природа), махат или буддхи (интеллект), аханкара (эго), манас (ум), пять джнанендрий (познавательных чувств), пять кармендрий (чувств действия), пять танмантр (тонких первичных элементов) и пять махабхут (основных грубых элементов). В соответствии с санкхьей вся феноменальная вселенная развивается из этих двадцати пяти основных принципов или категорий. Из этих двадцати пяти таттв, перечисленных философией санкхьи, только две считаются существенными и вечными. Это пуруша (дух или душа) и пракрити (природа). Пуруша — это сознательный дух, в то время как пракрити — это бессознательная изначальная материя. Пуруша является позитивным изначальным принципом, а пракрити негативным. Пуруша является жизненной манадой и также известна как атман или дживатма (индивидуальная душа или я). Пуруши многочисленны и представляют собой отдельные, но идентичные монады жизни. Когда пуруши или позитивные изначальные принципы взаимодействуют с пракрити или отрицательным изначальным принципом, последний оставляет свое непроявленное состояние и развивается в двадцать три другие метафизические и физические категории или таттвы. Так пракрити начинает разворачиваться в эти категории и связывать пуруш в тонкую и грубую материю. Санкхья философия обеспечивает теоретическое изложение двадцати пяти таттв. Философия йоги принимает эту основную систему санкхьи и добавляет еще одну таттву и получается двадцать шесть таттв. Дополнительная таттва — это Ишвара (божественное существо или Бог), верховный правитель вселенной. Это делает философию йоги теистической в противоположность атеистического подхода системы санкхьи. Поэтому систему йоги часто называют сешвара санкхья (теистическая санкхья). Система йоги имеет дело с практическими методами разрушения и растворения таттв в обратном порядке и изоляции пуруши (индивидуальной души) от ее запутанности. Когда индивидуальная душа освобождается от оков материи пракрити (природы), она достигает мокши (освобождения), которое является конечной целью обоих систем: санкхьи и йоги. Санкхья и йога очень похожи друг на друга, за исключением того, что первая атеистическая, а вторая теистическая. Но это очень незначительная разница. Некоторые критики преувеличивают различие в их методах достижения освобождения. Согласно санкхье, единственный способ достичь освобождения — через знание, в то время как йога предписывает определенные психофизические техники для достижения этой цели. Это правда, что дух раскрывается и постигается в своей истинной сущности знанием. Но подменить простое интеллектуальное теоретическое знание истинным трансцендентным знанием — большая ошибка. Простое интеллектуальное знание, которое носит психологический характер, часто может быть ограниченным и подверженным ошибкам. Но тот тип знания, который система санкхья называет средством спасения, — это настоящее трансцендентное знание, основанное на реальном опыте самореализации. Я — это субстрат истинного знания, парапсихологический по своей природе, неограниченный и непогрешимый по своему содержанию. Этот вид трансцендентного знания не может быть достигнут без прохождения интенсивной аскетической дисциплины с помощью техник йоги и, таким образом, переживания настоящей истины. Становится необходимым сначала выполнить духовные эксперименты, предписанные системой йоги, чтобы получить знание или откровение, предложенное системой санкхьи. Йоговские техники помогают превзойти обычное бодрствование сознания, чтобы достичь суперсознания, и познать истину и полное знание, отраженное санкхьей. Короче говоря, можно сказать, что знание, предложенное санкхьей, начинается там, где заканчивается практика йоги. Таким образом, санкхья и йога — это не разные, а взаимодополняющие системы, направленные на достижение общей цели. Господь Кришна ясно заявляет: «Только невежественные люди говорят о санкхье и йоге как о различных дисциплинах, но не ученые. Любой, кто твердо утвердился в каждом из них, должным образом достигает плодов их обоих. Любая цель, которую достигает санкхья, достигается и йогой. Он действительно видит, кто видит санкхью и йогу как одно целое». (Бхагават Гита). Что касается пуруши (индивидуальной души), то и санкхья, и йога считают, что она лишена формы, содержания или атрибута. Это чистая жизненная монада, сияющая, вечная, всезнающая, всепроникающая и неизменная. В своем первоначальном виде она совершенно изолирована и отделена, но когда она поглощена безжизненной материей пракрити (природы), ее всеведение сводится к ограниченному сознанию и она становится вовлеченной в жизненный процесс и в рабство. Пуруша, хотя она бездеятельная, пассивная, не творческая и не является действенной причиной чего-либо, она, по-видимому, действует, производит и проходит через жизненные процессы, когда замаскирована материей пракрити. На самом деле Пуруша-это лишь каталитическое присутствие в материальном теле, играющее роль простого активатора практики. Но фактическая деятельность, творчество, возбуждение, рост, упадок и т. д. принадлежат пракрити (природе), окутывающей ее. Как только пуруша становится связанной с пракрити, ее всеведение затемняется, а ее собственная истинная природа забывается. Тогда она начинает ошибочно отождествлять себя с эго, которое есть не что иное, как тонкая материя пракрити. Впоследствии это ложное эго — » Я » остается постоянно движущимся и возбужденным в уме и его инструментах. Для достижения свободы от такого обусловленного состояния необходимо привести беспокойный ум в состояние покоя. Когда спонтанные действия ума полностью прекращаются, все помрачения, вызванные пракрити, автоматически удаляются. В результате пуруша осознает свою изначальную истинную природу. Это есть состояние освобождения.

Мимамса (Пурва) и Веданта

Как близнецы санкья и йога, мимамса и веданта также подходят друг к другу. На самом деле, оба называются мимамса. Они рассматриваются как две части целого или полная философия, представляющая собой наиболее ортодоксальную экспозицию ведической традиции. Вместе они объясняют развитие, цель и масштаб вед. Они являются более глубоким отражением длительного поиска основного единства, лежащего в основе образований внешних слов и скрытых сил внутренней жизни. Слово мимамса буквально означает исследование. Первая часть философии этих близнецов называется пурва мимамса или просто мимамса, а вторая часть называется уттара мимамса или веданта. Как правило, чтобы избежать путаницы, их больше называют мимамса (пурва) и веданта. Отныне эти имена будут использоваться. Мимамса (пурва) имеет дело главным образом с карма кандой (ритуальной частью). Она подробно описывает разные священные ритуалы разъясняет аспект богослужения вед. Ее часто называют карма мимамса. Веданта состоит из джняна канды (раздел знаний). Это созерцательная часть философии, имеет дело с теоретическим аспектом вед. Литературное значение веданты – это конечная правда или анта (конец) вед. Более того, веданта основывается на упанишадах, которые происходят из конца всех вед. Это также еще одна причина для ее номенклатуры. Она ведет к описанию конечной реальности или Брахману. Ее часто называют Брахма мимамса. С тех пор обе эти части имеют дело с более или менее эксклюзивными аспектами ведической философии, между ними не так много общего. Мимамса (пурва) имеет дело с шабда Брахманом (космическим звуком или словом), который наделен именами и формами и проецируется в ведических откровениях (совокупностях всех гимнов, мантр, молитв и т. д.). Веданта имеет дело с парама Брахманом (конечной реальностью), который трансцендентен и лишен имен и форм. Человек должен стать прочным в шабда Брахмане прежде, чем реализовать парама Брахмана. В мимамсе (пурне) изложение литургического аспекта сделано через объемные данные, представленные в более чем девяти сотнях адхикаран (тем и заголовок). Каждая адхикарана обсуждает окончательный аргумент, рассматривающий конкретный предмет. Адхикарана состоит из пяти частей: (I) вишая (предмет обсуждения), (II) самшая (сомнение), (III) пурва пакша (первичный аргумент), (IV) уттарапакша (ответ или опровержение ошибочных взглядов), (V) нирная (заключение). Таким образом, мимамса (пурва) детально определяет ортодоксальный образец ведической литературы. Мимамса (пурва) не признает существование Бога, который определяет плоды кармы (семена) индивидуальных душ. В соответствии с этой системой, кармы сами являются результатами этих плодов в их жизни. Тем не менее, это политеистическая философия, поскольку она верит в существование множества сверхъестественных существ, называемых дэвами (божествами), широко известными как меньшие боги. Эти дэвы живут в сварге (небесах). В соответствии с мимамсой считается, что индивидуальная душа становится освобожденной, когда достигает небес. В ней подчеркиваются различные виды ритуальных практик, благодаря которым человек может претендовать на небеса после смерти. Эти практики включают в основном яджны (жертвоприношения) различных типов. Такие яджны обращены к разным богам, которые при умилостивлении даруют исполнителю как мирские, так и духовные блага. Мимамса (пурва) принимает непогрешимость вед, которые считаются не продуктом обычного языка, а эманацией реальности в форме шабды (слова или звука). Гимны вед являются мантрами (священными формулами) с присущими им значениями и способностями раскрывать истину и творить магию. Во время выполнения яджн (жертвоприношений), конкретные мантры читаются вместе с жертвоприношениями. Эффективность яджн основывается на силе этих мантр. Яджна, выполненная с надлежащим заклинанием мантр и соответствующих обрядов, вызывает удовольствие божеств, к которым обращаются. Предполагается, что последние приходят на место яджн, чтобы получить свою долю жертвоприношений. Удовлетворенные приношениями, они благословляют просителя. Мимамса (пурва) не уделяет много внимания космологии. Она упоминает шесть таттв (категорий): земля, вода, огонь, воздух, эфир и звук. В соответствии с этой системой, каждая последующая категория является причиной предыдущей. Вода является причиной земли, огонь является причиной воды и так далее. Таким образом, шабда (звук или слово) является единственной причиной творения, и только эта категория вечна. Все остальные категории и их атомы носят временный характер. Мимамса (пурва) является изотерической дисциплиной. С точки зрения духовного развития, она стремится к небесному счастью посредством реализации шабды Брахмана (космического звука). Яджна (жертвоприношение) считается средством для достижения этой цели. Здесь, изотерической интерпретацией яджн является контроль чувств и ума. Это достигается с помощью контроля праны (жизненного воздуха) с контролем дыхания. Раздача материальных благ и использование ограничений посредством суровых обетов и аскез считаются необходимыми для яджн. Эзотерически-дравьи (вещества), индрии (чувства), вишаи (объекты чувств), праны (жизненные потоки) и т. д. – это подношения, помещенные в жертвенный огонь, а именно практика атмасамьяма йоги (йоги самоконтроля). Когда чувства и ум становятся подчиненными, внутренний тонкий звук реализуется как шабдха Брахмана. Там заканчивается первая фаза духовного роста через мимамсу (пурву). Таким образом, она получает право на второй этап, мимамсы (уттары) или веданты, которые стремятся к реализации парама Брахмана (конечной реальности). Веданта представляет пантеистическую философию и рассматривает всю вселенную как синтетически выведенную из единой вечной главной сущности, называемой Брахман. Она излагает доктрину адвайты (недуалистическую) философию, которая считает, что кроме Брахмана в реальности ничего не существует. Даже Ишвара (Бог), дживатмы (индивидуальные души), пракрити (природа) и все феноменальные творения исходят из Брахмана. Все они являются лишь отражением одного и того же Брахмана. Их отдельное существование ощущается благодаря майе или авидьи (иллюзии или незнанию). Литературное слово Брахман значит рост, развитие, увеличение, расширение или эволюция. Здесь передается в значении роста или эволюции духа. Брахман является безличным универсальным духом. В соответствии с Ведантой хотя Брахман лишен всех атрибутов и действий, это основной источник, из которого исходят все созданные вещи и к которому они в конечном итоге возвращаются. Брахман — одновременно и эффективная, и материальная причина видимой вселенной. Он и творец и творение. C прагматической точки зрения это известно как абхинна-нимиттопадана-карана-вада (теория одинаковости действенной и материальной причины). В соответствии с этой теорией, Брахман создает вселенную сам из себя. Это означает, что материал для творения исходит только от одного Брахмана, а не откуда-либо извне, и Брахман также является создателем. Примером этого является паук, который создает паутину с помощью слюны, выходящей из него. Здесь материальная причина паутины, а именно слюна, и эффективная причина, создатель (паук), не отличаются друг от друга. Это называется примером теории единства эффективной и материальной причины. Веданта принимает порядок творения из иерархии двадцати пяти таттв (категорий), как описано в системе санкхьи. Но первое отличается от второго в основном по двум пунктам. Во-первых, веданта излагает недвойственность высшего принципа, называемого Брахманом, который даже выходит за рамки поддерживающей мир дуады пуруши и пракрити, упомянутой системой санкхьи. Таким образом, веданта является недуалистической, в то время как санкхья дуалистической в своем подходе к высшим и главным таттвам (категориям). Другое различие между этими двумя системами касается их теорий создания. Санкхья принимает паринамаваду (теорию трансформации), тогда как веданта принимает вивартаваду (теорию иллюзорного проявления). В соответствии с паринамавадой санкхьи первоначальная причина пракрити (природы) — трансформировать себя в форму творения. Это как феномен превращения молока в простоквашу. В соответствии с вивартавадой веданты, вселенная не создает все. Только Брахман, один без второго, это проявляется в разных формах как творение из-за иллюзии или невежества дживы (воплощенной души). Это похоже на веревку, появляющуюся как змея из-за иллюзии. Это называется адхьяропа (отнесение чего-то нереального к реальному). Это ошибочное наложение одной вещи на другую. Когда иллюзия змеи в веревке исчезает, веревка визуализируется в ее истинной форме. Точно так же, когда ошибочное наложение феноменального мира на Брахмана исчезает, джива (душа) осознает свою истинную идентичность с ним. Настоящая природа Брахмана считается сатчитанандой, состоящей из трех слов: сат (вечное существование), чит (чистое сознание) и ананда (безграничное блаженство). Эта реальность Брахмана лишена какого-либо атрибута и является одной без второй. Но Брахман имеет шакти (внутреннюю силу), называемую майей (иллюзорной силой), которая также известна как авидья или аджнана (неведение или невежество). Эта майя также называется пракрити. Она есть ананди (без начала) вечно существует как скрытая сила Брахмана. Майя не существует отдельно от Брахмана, так же как солнечные лучи не отличаются от Солнца. Тем не менее, когда она становится действующей, она способна создать бхранти (ложное впечатление) самосуществования и отличия от Брахмана. Как трудно описать Брахмана, так и трудно описать его иллюзорную силу, майю или авидью. Если Брахмана называют вечной реальностью, то майя может описана как что-то, что имеет вид преходящей реальности. Брахман не имеет формы, не имеет имени, но майя бхаварупа (имеющая  способность становиться) и также намарупа (имеющая имена и формы), когда проецируется как зрелище иллюзорного феноменального существования. В соответствии с ведантой майя или пракрити имеет два аспекта: самашти (весь или целый) и вьяшти (единица или часть). Самашти рассматривается как совокупность, состоящая из единиц или частей, в то время как в вьяшти рассматривается как отдельные единицы или отдельные части совокупности. Самашти или совокупный аспект майи (иллюзии) приписывается Ишваре (божественное существо или Бог). Вьяшти или частичный аспект майи приписывается к дживам (индивидуальным душам). Когда Брахман, по своей собственной воле предполагает авидью (неведение) в аспекте самашти и воображает себя универсальным Богом, Брахман чувствует наделеным божественной личностью и атрибутами всеведения, всемогущества, универсального суверенитета и т. д. Именно этот самообманчивый Ишвара (Бог) становится эффективной причиной творения посредством дальнейшей проекции майи или пракрити. Брахман становится инструментом в эволюции космоса. Как Ишвара, Брахман пронизывает весь космос и играет роль высшего создателя, хранителя и растворяющего в формах Брахмы, Вишну и Махешвары, божественной троицы. Тем не менее, на самом деле, Верховный Брахман или Владыка остается нетронутым и без атрибутов, даже за пределами кажущейся личной маски божественного незнания. Несмотря на авидью (невежество), высшее сознание Бога не ограничено. Не так это с дживами (индивидуальными душами), пробуждающее сознание которых ограничено небольшими сферами. Бог обладает всеведущим умом, поскольку Бог связан главным образом с саттва-гуной (качество чистоты и знания) и почти лишен двух других гун (качеств), раджаса (активности и страсти) и тамаса (инерции и невежества). С другой стороны, преобладание раджаса и тамаса в противовес саттве в дживах (индивидуальных душах) и поэтому они запутались в ловушках заблуждения. Бог, несмотря на ложное представление о себе, остается всезнающим и всемогущим и поэтому не теряется в заблуждении. Бог действительно знает, что маска божественной личности ради самопредставления и, следовательно, остается зрителем или сакши (свидетелем) собственной лилы (игры) бога, которая контролирует устройства всех миров, направляет умственные наклонности всех живых существ и проявляет доброту к их добрым и благочестивым поступкам, а также выражает гнев за их злые и нечестивые поступки. Таково различие между Ишварой и дживой в системы веданты. В соотвествии с Ведантой, даже существование всезнающего и всемогущего Бога является нереальным. Это только самое грандиозное зрелище преднамеренного самообмана со стороны Брахмана. Итак, Бог — такая же иллюзия, как и весь феноменальный мир, который возникает из Божественной лилы (игры). Тем не менее, Бог по-прежнему полностью осознает нереальную и кажущуюся сущность Бога, поскольку Бог является прямым суперэго Брахмана. Бог не может быть в неведении, как узко ограниченное человеческое эго. Бог или Ишвара прекрасно знает, что Бог — это не что иное, как Брахман, находящийся под влиянием самопредставления через собственную иллюзорную силу Ишвары, или авидью. Ишвара — Господь даже майи, а не ее игрушка, подобная дживе (индивидуальной души). Поэтому Ишвара не может быть ни потерян в невежестве, ни пойман в ловушку майи. На самом деле майя раскрывается как Шакти (сила, энергия, жизненная сила), когда она действительно связана с Ишварой. Она остается только скрытой в возвышенном, лишенном атрибутов, Брахмане. Майя — это иллюзорное мироощущение сагуны Брахмана или Ишвары (Бога), а не ниргуны Брахмана, которая не имеет никаких атрибутов. Когда Ишвара начинает лилу (божественную игру), он исполняет космическую роль и руководит эволюцией космического плана, обладая удивительной силой: шакти, пракрити или майи. Тот самый Господь, который создает и управляет космосом, также укореняется в сердцах всех живых существ, направляя и сдерживая их развитие. Это Бог, который из-за завесы божественной майи играет роль кукловода, заставляющего бесчисленные дживы (души) танцевать, как марионетки, на огромной и обширной ступени вселенной. Господь Кришна говорит в Бхагават Гите: «Ишвара (Господь), О Арджуна, пребывает в области сердца всех существ, заставляя их кружиться вокруг майи (иллюзорной силы Ишвары), как если бы они были установлены на машинах». (8:61) Под влиянием майи (иллюзии) джива (индивидуальная душа) попадает в ловушку фантасмагорических форм и притяжений или отталкиваний к ложным явлениям. Этой душе индивидуальное эго кажется реальным. Человек становится ограниченным эгоистичной индивидуальностью. Человек воображает себя отличным от всех других существ, даже от Бога. Ограничивающие дополнения (оболочки тела) удерживают индивидуальную душу отдельно от всего остального, как внутри, так и снаружи, потому что они не являются прозрачными оболочками. Из-за их непрозрачности и тупости джива не может воспринимать или осознавать сияющий свет Господа, живущего в его или ее сердце. Бог остается непостижимой и неизвестной загадкой для отдельной души. Тем не менее, Бог действует как внутренний проводник и ожидает свободного сотрудничества, чтобы Он мог стать просветителем. Бог желает, чтобы джива стала прозрачным средством для Божьего света, чтобы тьма невежества могла рассеяться. Только если эта завеса невежества будет удалена, джива сможет осознать свою истинную природу, единство с Богом и, наконец, идентичность с Брахманом. Когда такое воссоединение с Брахманом достигнуто, джива достигает освобождения от переселений, и цикл рождений и смертей заканчивается. Чтобы разорвать узы причины и следствия для достижения совершенной гармонии и идентичности с Брахманом, веданта считает устранение аджняны (невежества) и приобретения джняны (истинного знания) необходимой предпосылкой. Кроме того, система веданты рекомендует практику йоги для получения истинного знания посредством созерцательных откровений. Путь йоги, описанный ведантой является аштанга йога (восьмикратная система йоги), описанная мудрецом Патанджали. Поэтому систему веданты часто называют йога веданта или веданта йога.

Вайшешика и Ньяя

Эта последняя пара близнецовых философий имеет дело не только с космологией, но и с логическими выводами. Ее особенность — атомистическая доктрина, используемая для объяснения космологии. Имея дело с отдельными вещами в природе, система вайшешики распознает семь падартх (категорий): (i) дравья (субстанция), (ii) гуна (атрибут или свойство), (iii) карма (действие), (iv) саманья (неопределенность), (v) вайшеша (особенность), (vi) самавайя (сплоченность) и (vii) абхава (небытие или отрицание). Природа и характеристики этих семи падартх в кратце следующие: 1. Дравья (субстанция): эта категория включает девять внешних субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, пространство, ум и душа. 2. Гуна (атрибут или свойство): это свойство включает 24 гуны: рупа (цвет), раса (вкус), гандха (запах), спарша (касание), санкхья (число), паримана (величина), апаратва (удаленность), гурутва (вес), драватва (текучесть), снеха (тягучесть), шабда (звук), буддхи (интеллект), сукха (удовольствие), духкха (боль), ичча (желание), двеша (отвращение), праятна (усилие), дхарма (заслуга), адхарма (выговор) и самскара (подсознательное впечатление). 3. Карма (действие/движение): эта категория указывает на активность, состоящую из движения, которые бывают пяти типов: вверх, вниз, по горизонтали, сокращение и расширение. 4. Cаманья (неопределенность): эта категория указывает на объединение веществ по общим или родовым свойствам. 5. Вайшеша (особенность): эта категория указывает на особенность, отличительное свойство или характерную дифференциацию каждого вещества. Вайшешики постулировали специальную теорию вайшеш, от которой получилось название этой системы. В этой категории есть отличительные черты девяти дравий (субстанций). В соответствии с этой системой земля, вода, огонь, воздух и ум считаются атомными; в то время как эфир, время, пространство и душа считаются совершенно особыми веществами без измерения, расширения или видимости. 6. Cамавайя (сплоченность): эта категория указывает на особый тип соединения. Соединения рассматриваются двух типов: самйога (соединение) и самавайя (постоянное соединение). Самйога – это временное соединение как хаста пуштака самйога (подключение к руководству), которое приходит к концу как только руководство снято. Самавайя, с другой стороны постоянное соединение и  оно разрушается только с разрушением одной из сторон соединения. Такие неразделимые соединения существуют между следующими пятью парами, которые называются аютасиддхи (неразлучные сущности). 1. Авайява и Авайяви, часть и целое: пата (ткань) и ее танты (нити / волокна). 2. Гуна и Гуни, качество и объект, обладающий этим: гхата (кувшин) и его обжигание. 3. Крийя и Крийяван: действие и его выполнение; лошадь и ее бег. 4. Джати и Вьякти: род и личность; корова и ее готва (качество того, чтобы быть коровой). 5. Вайшеша и Нитьядравьи: вечные субстанции и их отличительные черты. В соответствии с системой вайшешики, параманы (атомы) каждой вечной субстанции имеет  некоторые отличительные черты, которые не позволяют атомам одного вещества смешиваться с атомами другого. Вайшеши (отличительные характеристики) остаются в своих соответствующих вечных атомах посредством самавайи или неразделимой связи. 6. Абхава (небытие или отрицание): эта категория напросто указывает на плод воображения или недейственность. Все именуемые вещи классифицируются как бхава (существующие или положительные), тогда как несуществующие и воображаемые классифицируются как абхава. Строго говоря, эта категория не является отдельным затруднительным положением, как вышеупомянутые шесть категорий. Это только негативный способ устройства. Ньяя система представляет свою философию в основном в соответствии с логическим или силлогистическим методом. В соответствии с этой системой, таттваджняна (истинное знание основных принципов реальности) может быть достигнуто путем вады (логического рассуждения). Эти аргументы состоят из комбинации энтимем и силогизмов. Силогистический аргумент системы ньяя имеет пять авайяв (членов): (I) пратиджна (предлог), (II) хети (причина), (III) удахарна (пример или образец), (IV) упанайя (приложение к особому случаю) и (V) нигамана (заключение или вывод). Система ньяя принимает четыре источника истинного знания: (I) пратьякша (осознание), (II) анумана (вывод), (III) упамана (аналогия) и (IV) шабда (достоверные доказательства). Анумана (вывод) бывает трех типов: (а) пурвават (от причины к эффекту), (б) сешват (от эффекта к причине) и (в) саманьято дришта (от восприятия к абстрактному принципу). Система ньяя уделяет большое внимание анумане (логическому выводу) как главному средству получения знаний. Она считает удахарну (пример или образец) опорой ануманы (вывода). Из этого логического подхода получилось название системы; ньяя значит логика. Вайшешика система также принимает пятичленный силлогизм как ньяя система, но она отличается от ньяйи в отношении источников знания. Система вайшешики принимает только два источника: пратьякша (осознание) и анумана (вывод). Обе системы считают, что знание приходит через причину и внешнего источника, а не изнутри. Ньяя система распознает падартхи или предсказуемое участие в поиске знаний в логической форме. Этими атрибутами являются: (I) прамана (доказательство), (II) прамейя (объект знания), (III) самшайя (сомнение), (IV) прайоджана (мотив), (V) дриштанта (просьба), (VI) сиддханта (вывод), (VII) авайява (предпосылка), (VIII) тарка (сокращение до абсурда), (IX) нирная (определение), (X) вада (исследование), (XI) джальпа (полемика), (XII) витанда (спор), (XIII) хетуабхаша (заблуждение), (XIV) чала (искажение), (XV) джати (внутреннее противоречие) и (XVI) ниграхастхана (опровержение). Все эти шестнадцать атрибутов включаются в семь падартх (категорий), установленных вайшешика системой. Разница между ними только видимая, но нереальная. Хотя система ньяя в основном посвящена логике, она имеет дело с душой, разумом, телом, познанием, пятью чувствами и их объектами. Помимо этого, в нем также обсуждаются добрые и злые плоды человеческой кармы (поступков), воли, вины, боли, перемещения и окончательного освобождения. Концепции ньяйи и вайшешики в отношении всех этих объектов более или менее похожи. Особенностью двойной системы вайшешики и ньяйи является их атомистическая доктрина. Они принимают постоянное существование атомов четырех махабхут: земля, вода, огонь и воздух. Они рассматривают акашу (эфир) как вечный, но без атомов. Мельчайшие атомы, названные  параманами являются видимыми. Когда два таких парамана соединяются, формируется одна двьянука. Когда три двьянуки соединяются, проявляется одна трьянука. Частицы, которые видны в луче солнечного света, проникающего через небольшое отверстие или окно, распознаются как трьянуки. В начале творения, движение атомов начинается и, как следствие, они объединяются в различные комбинации, порождая видимую вселенную. Опять же, во время космического растворения они распадаются и становятся невидимыми. Отсюда нет видимой вселенной. Вселенная появляется и исчезает из-за циклических периодов объединения и распада атомов. Этой атомистической теорией космологии вайшешика и ньяя отличаются в основном от санкхьи, йоги и веданты. Эволюционная теория творения, в соответствии с поздними системами, базируется на саткарьяваде, неотъемлемом существовании эффекта в его причине; в то время как теория интеграции атомов, согласно прежним системам, основана на асаткарьяваде, где нет скрытого существования эффекта в причине. Саткарьявада считает, что есть  потенциальное существование эффекта в материальной причине еще до фактической операции, производящей эффект. Для примера, дерево существует в семени в скрытой форме как неотъемлемый потенциальный эффект. Если бы это было не так, семя бы никогда не выросло в дерево. Саткарьявада базируется на идее, что ничто не может быть произведено из материальной причины, если оно не обладает этими качествами или эффектами потенциально даже до начала производства. Саткарьявада также имеет два разных аспекта: (I) паринамавада (теория трансформации), принимающая санкхья и йога системы и (II) вивартавада (теория иллюзорного проявления), принимающая веданта систему. Обе эти теории, однако, предназначены для включения друг в друга, а не исключительно независимых теорий. В отличие от саткарьявады, асаткарьявада считает, что действительность эффекта не существует в материальной причине до ее возникновения. В соответствии с этой теорией, есть определенное различие между состояниями причины и следствия. Она поддерживает действительность эффекта, а не его потенциальность. С точки зрения этой теории, эффект приходит в опыт только после актуального начала этого производства или материализации и не существует в этой причине перед этим. К примеру, теория утверждает, что тантус (волокна), которые являются причиной, отличаются от пата (ткани), которая является следствием. Ткани не существуют в волокнах или нитях прежде их производства. Эффект, по сути, отличается от сущности или причины. Опять же, первый отличается от второго по форме, номенклатуре, номеру, применению и т. д. Кроме того, для производства ткани из волокон или нитей необходима помощь внешних средств и средств, таких как ткацкий станок и ткачиха. Если бы не было разницы между причиной и следствием (волокнами и тканью), то не было бы необходимости во внешних средствах и посредниках (ткацком станке и ткачихе) для производства. Поскольку производство-это совершенно новое творение, оно нуждается в некоторой внешней силе и средствах для его запуска. Таким образом, эффект возникает только с момента его фактического производства, следовательно, он полностью не существует до этого. Таким образом, асаткарьявада также называется арамбхавада (теория начала актуального эффекта). Эта своеобразная теория арамбхавады принята системами вайшешики и ньяйи для объяснения атомистического происхождения вселенной. В соответствии с их космологией, атомы (причины) действуют на Ишвара или Бога (внешняя сила) и как результат возникает совершенно новое творение (эффект). Кроме того, это новое творение или вселенная (эффект) по сути отличается от атомов (причин), отличающихся по форме, номенклатуре, количеству, применению и т. д. Таким образом, существует определенное различие между состояниями атомов и вселенной. Обе вайшешика и ньяя принимают теистический взгляд, хотя их Бог не принимает ни форму человека, ни роль творца материи. Бог не является причиной материи, а просто действенной причиной создания. Эта теология очень гармонирует с йогой. Вайшешика и ньяя, как и йога, считают, что Бог — отдельная душа. Другие индивидуальные души являются такими же как Бог. Все они тоже вечные как Бог. Однако, Бог отличается от них в отношении своего всеведения и всемогущества. Бог один может управлять вселенной и может даровать плоды добрых или злых карм (поступков) индивидуальной душе. Поскольку отдельной душе не хватает атрибутов Бога, она уступает запутыванию своего тела и циклу рождений и смертей, в отличие от последнего. Еще одна особенность вайшешики и ньяйи заключается в том, что они рассматривают индивидуальные души как субстанции, хотя и вечные и всепроникающие, но не связанные со временем и пространством. Их субстанция, однако, обладает атомами, которые лишены какого-либо измерения или расширения и, следовательно, остаются невидимыми. Даже во время отсутствия творения, эти субстанции индивидуальных душ существуют, сохраняя свои достоинства и недостатки. Ньяя система верит, что мокша (освобождение) является состоянием, в котором человек не испытывает ни удовольствия, ни боли. Вайшешика считает, что уничтожение всех вайшешиков (отличительных признаков) веществ, которые связывают индивидуальную душу, означает освобождение. Однако, обе вайшешика и ньяя верят, что на конечном этапе освобождения индивидуальная душа отделена от этих инструментов сознания (ума и тела) и пребывает в кульминационном состоянии абсолютного и вечного бессознательного состояния. Это отличие от состояния суперсознания или чистого сознания освобожденной души в соответствии с йогой и веданта системами.

Шесть систем дополняют друг друга

Мы рассмотрели вкратце шесть философских систем Индии. Существуют определенные различия в теоретических положениях каждой системы, и некоторые из их точек зрения, по-видимому, противоречат друг другу. Обычно они совпадают в представлении основных аспектов центральной доктрины индийской философии. Различия, что разделяют их в определенных моментов являются незначительными. Представляя опыт, который не доступен для чувств, разума или интеллекта, человек должен полагаться на умозрительность и образный язык, оставляя место для некоторых вариаций и аномалий. Шесть систем индийской философии также являются результатами честных исследований истинных духовных опытов великих мудрецов. Они естественным образом скомпонованы как дополнительные проекции единой великой истины, представленные с разных сторон и планов сознания. В этом свете шесть систем достаточно однородны и в целом согласны. Все они принимают дух как трансцендентный и атономический принцип, но они действуют по-разному, чтобы доказать его существование и объяснить его суть. Точно так же все системы признают, что участие духа в силах пракрити (природы) является причиной его рабства, но они по-разному объясняют способ участия духа в природе.

Йога связывает все системы

Мы видели, что шесть систем индийской философии в целом обсуждают реальность — от атома до большой вселенной — и также имеют дело с духовностью, связывающей индивидуальную душу с космической душой и, наконец, отождествляющей ее с трансцендентным Брахманом. Санкья, йога и веданта формируют важную троицу, имеющую дело с истиной человеческого существования и тайной вселенной с плана духовных и метафизических сфер.  Мимамса(пурва) с ее теологическим подходом описывает главным образом благочестивые заботы и формальные обряды, которые считаются предварительными средствами для восхождения по духовной лестнице. Вайшешика и ньяя обеспечивают анализ категорий, составляющих вселенную, в основном с помощью эмпирических данных проявленной природы. Они относятся к предмету с точки зрения логических рассуждений на уровне нормального бодрствующего сознания. Таким образом, вайшешика и ньяя стоят близко к временному академическому подходу современной философии. Каковы бы ни были различия в подходах или акцентах, мудрецы-основатели всех шести систем были йогами. Все они приняли йогу, в той или иной форме, как практический метод достижения конечной цели, установленной ими, санкья и веданта отчетливо принимают аштанга йогу (восьмичленный путь). Мимамса (пурва) описывает яджны (жертвоприношения) и нишкама карму (действие без привязанности). Яджны имеют эзотерическое значение и как таковые являются неотъемлемой частью атмасамьяма йоги (пути самоконтроля), в то время как самостоятельное выполнение действий — это, очевидно, карма йога. Вайшешика и ньяя несмотря на их реалистическую метафизику и эпистемологию, осознают, что йог с его или ее сверхъестественным восприятием способен визуализировать даже самые тонкие атомы и изучать их свойства. Они также принимают, что правильное знание отделяет жизнь, а йогическая медитация является средством освобождения. Йогические формы связывают все шесть систем. Они являются самой эффективной техникой для реализации духовной правды.