«Йога и безбрачие» Свами Крипалвананд (Бапуджи)

Йога и безбрачие (пер. с англ. книги «Yoga and Celibacy» by Swami Kripalu)

I.Йога

Йога известна как Брахмавидья (знание о высшем духе). Это великое знание является древним и чрезвычайно трудным для достижения в течение многих жизней. Если бы оно оценивалось объективно, оно было бы определено как высшая религия, глобальная религия, универсальная религия, человеческая религия или вечная религия. Это правда, что Индия является страной ее происхождения, но весь мир имеет равные права на нее. В мире выделяются два подхода: знания и действия. Таким образом, йога также может быть двух типов: гьяна йога (йога знания) и карма йога (йога действия). Бхакти йога (йога преданности Богу) включена в гьяна и карма йогу, потому что знание и действие бесполезны без преданности. Не может быть разных йог. Но есть различия в природе разных садхаков и их пригодности, различия в происхождении, различия в методах, используемых для духовной практики; и многие другие различия. По этой причине в йоге наблюдается множественность.

II. Важность безбрачия

Йога, в которой нет места безбрачию и которая все же называется йогой, — это просто невежество. Термин «бхога» — это антоним йоги, а синоним йоги-это целибат. Среди священных писаний йоги есть независимое священное писание под названием «Бинду йога» (йога семени). Таким образом, важность безбрачия очевидна. Бхога — это нисхождение, а йога — это восхождение. В йоге наблюдается подъем (сублимация) спермы и спускание (семяизвержение) спермы в бхоге. Несмотря на осведомленность, тот, кто не знает важности безбрачия, глуп. Без воздержания личность человека не развивается ни в малейшей степени. Махариши Патанджали заявил в своих афоризмах йоги: «После того, как йог стал урдхваретой (совершившим вечную сублимацию спермы), он становится всемогущим. Только этот йог может осознать высшую истину». Так как через безбрачие невозможное становится возможным, завоевание славы, богатства и других материальных ценностей гарантированы в безбрачии. В одном месте Господь Шива сказал богине Парватиджи: «О Парвати, что есть на этой земле, чего нельзя достичь тому, кто контролирует свою сексуальную жидкость?» То есть все силы находятся у божественных ног просвещенного урдхвареты. Только йог, благодаря практике йоги, может стать урдхваретой.

III. Цель безбрачия

Господь Кришна сказал в Бхагавад-гите: «Партха, я вечное семя всех отдельных душ. То есть я сам являюсь высшей истиной (Брахмой), душой каждого, семенем и причиной всей вселенной. Вот почему мудрецы практиковали чрезвычайно трудное поклонение безбрачию «. Истинное значение спермы известно только йогу. Вот почему великий йог Горакшанатх, воспевая славу спермы, сказал: «Как прекрасная дама скорбит из-за разлуки с любимым, так и аскет скорбит из-за разлуки со спермой». Выдающиеся йогические писания говорят: «Пока есть смерть, есть рождение, и пока есть рождение, есть смерть ». Рождение неизбежно; никто не может остановить его. Но есть вероятность ограничения смерти. Древняя наука йоги доказала, что причиной смерти является спуск бинду (спермы), а источником бессмертия — сублимация (восхождение) спермы. Если смерть — это один конец жизни, вечность должна быть другим. Если есть причина смерти, человек может обладать способностью искоренить эту причину. Когда машина останавливается из-за какого-либо дефекта, механик может активировать ее. Точно так же, если телесная машина перестает работать из-за какого-либо дефекта, совершенный йог может активировать ее. Шветашватар Упанишад чрезвычайно древняя. В ней сказано: «Болезнь, старость и смерть не могут войти в тело йогина, который достиг тела, очищенного огнем йоги».

IV. Форма и практика безбрачия.

Мудрец Вьясаджи в Йогадаршане определил обет безбрачия таким образом: «Отказ от удовольствия, получаемого от половых органов в сдержанности, определяется как безбрачие». Ограничение в сексуальных удовольствиях определяется как нишкама карма йога (йога действия без ожидания плодов). Она также известна как Брахмавидья (знание о высшей истине). Это знание эзотерическое, древнее и источник всех знаний. После того, как оно достигнуто, ничего не остается неизвестным. Тысячи садхаков, осознавая важность безбрачия, пытаются его практиковать, но они не в состоянии поддерживать безбрачие, необходимое для достижения Брахмавидьи. Вот почему в священных писаниях говорится: «Одно безбрачие является высшим покаянием. Все другие покаяния уступают ему. Тот святой урдхварета, который сделал епитимию по сдержанности сексуального органа, не является человеком, но богом.» Выполнить огромную задачу сдерживания и сублимации этой энергии так же сложно, как заставить реку течь обратно в ее источник высоко в горах. Быть холостяком — это одно, а стать урдхваретой — это другое. Безбрачие ученика-брахмачарьи, отставного домохозяина,  садхака и аскета — обычное безбрачие, но безбрачие йога необычайно. Те, кто практикует обычное безбрачие, ищут убежища в обычной йоге. Йог, практикуя необычайное безбрачие, ищет убежища в сахаджа йоге (спонтанной йоге). Некоторые очень важные правила для практики безбрачия: отсутствие похотливых мыслей и дискуссий о противоположном поле, потому что это волнует ум. Не следует развлекаться с ним или с ней и разговаривать в одиночестве. Не нужно хотеть и вступать в половые отношения.

V.   Научные методы для сохранения безбрачия.

Йога метод: если по какой-либо причине возникает мысль о сексуальном желании, глаза должны быть зажаты между бровями. Это успокоит от нежелательного возбуждения. С усилением апана ваю половой орган возбуждается, и ум становится обеспокоенным. Когда ум погружен в эту страсть, апана ваю и половой орган становятся безудержными. В этой ситуации нужно искать убежища в пране, сдерживая импульс апаны. Это может быть достигнуто путем фиксации взгляда между бровями. Тогда апана ослабевает, и возбуждение полового органа подавляется. Частая концентрация глаз между бровями изменяет импульс ваю и из-за этого изменения импульса; направление ума также изменяется. Подобно тому, как можно остановить вращение колеса машины нажатием переключателя, так и активированное сексуальное желание телесной машины может быть ограничено частой фиксацией взгляда между бровями. Это возбуждение неизменно будет сдерживаться этой йогической техникой. Для воздержанных садхаков эта техника — божественное сокровище. Обычные методы:  (а) Если есть мысль о сексуальном желании, ее можно успокоить просто выпив стакан холодной воды и вовлекая ум в добродетельные мысли. (б) Сексуальное влечение сдерживается сосредоточением на мысли о матери, сестре, дочери, божестве почитаемого Садгуру. Тем не менее, здесь следует иметь в виду, что этот способ будет успешным только в том случае, если есть чрезвычайное почтение к человеку, которого он имеет в виду. (в) Предавшись одиночеству, сексуальное желание также может быть подавлено. (г) В это время после мочеиспускания на половой орган должна быть вылита тонкая струйка холодной воды. Это будет мешать сексуальным мыслям в уме и заменять их новыми мыслями. Таким образом, сексуальное желание будет ослаблено и разрушено. (д) Ванна с холодной водой также успокоит сексуальное желание. (е) Стоя по пояс в воде или сидя в ванне с холодной водой можно уничтожить сексуальное желание. (ж) Выполняя пятнадцать-двадцать анулома вилома пранаям вместе с повторением мантры гуру, можно также успокоить это желание. Вместо анулома вилома может практиковаться пранаяма бхастрика. В анулома вилома пранаяме энергия мантры увеличивается, ум укрепляется и не доминирует сексуальное желание. (з) Изучая священное писание, молясь Господу и воспевая мантру, сексуальное желание разрушается.

VI.   Целибат йога урдхвареты

Не будучи урдхваретой, знание высшей истины (Брахма гьяны или джняны) не может быть достигнуто. Поэтому Шри Бхагаван сказал в Бхагавадгите: «Каунтея! Неудовлетворенное желание — беспокойный враг гьяни. Брахма гьяна скрывается этим.»(глава 3, стих 39) Как обычная энергия генерируется паром в машине, так и необычная энергия генерируется путем сублимации половой жидкости в организме. В результате этого процесса йог обретает божественное тело. Этап йоги, на котором йог обретает божественное тело, определяется в священных писаниях как сарупья мукти во время которой искатель приобретает искомую форму. После преодоления этой стадии, йог достигает сарштья мукти. В сарупья мукти йог достигает формы, идентичной форме Шри Хари (Господа), а в сарштья мукти он достигает всех сил Господа. Таким образом, йог подобен Господу. Эта четвертая стадия освобождения — вершина самкхья йоги, нишкама карма йоги и бхакти йоги. Господь Шива и Господь Кришна не бхоги. Это йоги-урдхвареты. Они первые проповедники Брахмавидьи (знания о высшей истине). То, что садхак должен сделать в первую очередь, чтобы стать урдхваретой, показано Шри Кришной в «Бхагавадгите»: «Так, о Бхаратшрестха! Сначала обуздай чувства и решительно оставь эту злую похоть, которая разрушает знание и реализацию». (Глава 3, стих 41). Теперь Он описывает метод, с помощью которого эта страсть должна быть развеяна: «О Махабахо! Считай этого непобедимого врага сильнее интеллекта; оставь его, удерживая Атмана Атманом». Чтобы рассеять желание, Бхагаван приказал Арджуне удержать Атмана Атманом. Это эзотерическая практика йоги. Здесь я интерпретирую термин Атман как сукра (сперма). На санскрите термин Атман имеет много значений. Среди них «жизненно важный элемент» и «существенный элемент». Сукра — это и элемент жизни, и необходимый элемент. Таким образом, эти термины могут использоваться вместо Атмана. Это также связано с рассеиванием страсти. Второй термин Атмана используется для очищенного ума. Обуздать Атман Атманом означает ограничить выброс семени очищенным умом. Описание этого метода заключается в следующем. По сравнению с битвой Махабхараты, битва чувственной страсти чрезвычайно трудна. В нишкама карма йоге (йоге безрассудных поступков) садхак должен производить семя в своих яичках через сиддхасану и сублимировать ее. Сперма образуется в яичках, когда в пенисе появляется сильное возбуждение. Когда апана ваю принудительно привлекает сперму на низший путь, невозмутимый садхак должен выполнить чрезвычайно сложную задачу возвышения апана ваю с помощью прана ваю. Это возможно только с помощью техники  йоги и милости гуру. Обуздание чувств достигается с помощью праны и разума, поэтому с устранением колебания чувств возникает устойчивость в пране и разуме. Теперь Шри Бхагаван изображает достойного садхака, который достигает этого чрезвычайно эзотерического и самого выдающегося Брахмавидью: «В поисках моего убежища тот, кто стремится отказаться от старости и смерти, осознает этого Брахму, совершенное духовное знание и совершенные действия». Этот стих достоин интенсивного созерцания. Это означает, что только йог, который становится урдхваретой и достигает божественного тела, освобождается от старости, смерти и рабства мирской жизни. Только такой йог является настоящим воспринимающим истину и просветленным человеком. В этом стихе термин «старость» имеет большое значение. Тот, кто свободен от смерти, также свободен от рождения. Поэтому здесь уместно принять термин «смерть от старости» вместо «смерть от рождения». Быть освобожденным от старости и смерти означает обрести божественное тело, очищенное йогическим огнем. В период, когда йог достигает стадии достижения божественного тела, читта очищается. Общим признаком достижения нирбиджи (без семени желания) самадхи является божественное тело. Это самадхи достигается только тогда, когда возникает крайняя непривязанность во внутренней самости йога, состоящей из читты (субстанции разума), буддхи (интеллекта), маны (ума) и аханкары (эго). Таким образом, ясно, что такой йог не испытывает желания к смертному или бессмертному телу. Если у него есть такой интерес или желание, мы не можем сказать, что крайняя непривязанность возникла в его внутреннем я. Такой йог не может достичь нирбиджи самадхи. Йог, желающий освобождения, не медитирует на приобретение сиддхи (чудесных сил); он желает только освобождения, и это также исчезает после рождения этой крайней непривязанности. После этого, став бесстрастным и бесстрашным, он выполняет садхану. Это наука йоги. Теоретически, даже индийские тантры принимают возможность божественного тела, и даже буддийские тантры придают значение принципу божественного тела. Есть три великих основы буддизма, которые происходят поэтапно: шила (целомудрие), самадхи и праджня (знание). Первые два этапа означают очищение как тела, так и ума. В результате первых двух этапов достигается праджня. Хронологический порядок этих этапов таков: знание возникает из целомудрия и самадхи. До тех пор, пока тело не будет полностью очищено, способность сохранять абсолютное знание не достигается. Чистое знание может проявиться только в чистом теле. Физическое очищение происходит через целомудрие, а очищение читты (ума) происходит через самадхи. Только когда раджас и тамас (беспокойство и инертность) ослаблены благодаря крийя йоге, саттвагуна (чистота) значительно укрепляется и читта очищается. В 18-й главе Бхагавадгиты ритамбхарапраджня (всеведение) описывается как саттвика буддхи (чистый или возвышенный интеллект). Шри Кришна советует своему любимому ученику: «Йог считается выше аскета и философа; он также выше приверженца ритуала. Поэтому будь йогом, о Арджуна!» Быть йогом — значит быть урдхваретой.