Происхождение и история йоги

Невозможно сказать точно о времени происхождения йоги. Изначально, знание йоги было поведано самим Богом, это Господь Кришна (божественная инкарнация Господа Вишну) и Господь Шива, известный как прародитель йоги. В Бхагават Гите в четвертой главе Господь Кришна говорит Арджуне, что он проповедовал это вневременное знание йоги сначала Вивасвату (Богу солнца) много лет назад. Затем Вивасват передал это знание своему сыну Ману. Ману объяснил королю Икшваку, и таким образом, знание йоги передавалось путем ученической преемственности. Но с течением времени, истинное знание йоги было утеряно. Поэтому Господь Кришна снова открыл истинное знание той же самой древней йоги своему любимому другу и преданному Арджуне на поле боя великой войны Махабхараты. Война Махабхарата, во время которой Господь Кришна возродил знание йоги, велась по крайней мере 5, 100 лет назад незадолго до нынешней кали юги. Господь Кришна предупредил Арджуну держать это знание в секрете и не разглашать тем, кто не может практиковать его. Таким образом, йоге обучали только вербально через гуру. Так, секрет йоги даже сегодня передается устно от учителя к ученику.  
Самое древнее писание, в котором говорится о йоге, — это Ригведа, датируемая около 3000 лет до нашей эры. Это сборник сакральных мантр и гимнов с мистическими значениями. Именно с Ригведой знание йоги, которое традиционно передавалось устно через века, нашло свое место в письменном санскрите. Позже, еще три ведических писания представили философское содержание йоги наряду с мантрами, гимнами и литургией. Этот ведический сборник из четырех книг, известен как Веды. Между 1200 и 800 лет до н.э. ученые-брахманы выпустили обширную литературу, приложенную к четырем ведам. Эти прозаические произведения имеют изотерическое значение и сакральные ритуалы, которые являются тонкими йогическими процессами, дарующие суперчеловеческие силы и вечное блаженство.
За ведическим периодом последовали Упанишады от 800 до 500 лет до н.э. Упанишады являются философскими диалогами между высоко просветленными мудрецами и их достойными учениками. Упанишады выявили эзотерические значения ведических гимнов и священных ритуалов с большой ясностью. Они объяснили, что то что ищется в макрокосме можно найти в микрокосме. Что было найдено через выполнение внешних священных ритуалов может быть реализовано в самом себе через техники йоги. Это указывает на критический сдвиг философской мысли из внешней вселенной в материальные сферы тела. Все внимание обращено внутрь, чтобы достичь самореализации через систематические и строгие дисциплины йоги.
Период Упанишад сменился периодом ранних героических эпосов (600 – 400 лет до н. э.). Эта обширная литература включает в себя два великих эпоса под названием Рамаяна и Махабхарата и двадцать Пуран, самая популярная среди них Шримад Бхагават. Эпосы и Пураны обладают всеми основными принципами древних йогических знаний.
Около третьего века нашей эры великий мудрец Патанджали составил свои знаменитые Йога Сутры (афоризмы йоги). Хотя знания йоги существовали тысячу лет до него, Патанджали считается первым автором, который систематизировал предмет йоги и изложил четкие методы ее достижения. Его работа считается величайшей классикой на эту тему. Хотя йога — это не его открытие, а дисциплина глубокой древности, Патанджали, безусловно, оказал большую услугу в изложении традиционной доктрины йоги. Этот шедевр выдержал испытание временем и послужил наиболее авторитетным и практическим пособием для тех, кто занялся более глубокими и систематическими практиками йоги. Он установил йогу как практическую дисциплину, подчеркивая ее восемь важных частей: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Это привело к устранению элемента мистики, который до сих пор доминировал как преобладающая характеристика йоги. Заслуга в том, что классическая йога была выведена из мистической традиции и поднята на уровень практической дисциплины, несомненно, принадлежит Патанджали. После долгого путешествия сквозь бесчисленные потоки метафизических мыслей и мистических движений в Индии, наконец, была создана классическая система йоги. Почти все духовные движения, которые возникли в Индии с этого времени, включили методы этой классической йоги, изложенные Патанджали.
Таково происхождение и история глубокой духовной дисциплины, известной как йога. Тот факт, что йога существует тысячи лет, является доказательством ее правдивости и полезности для человечества. Даже сейчас она привлекает людей так же, как и в прошлые эпохи.