Ом (АУМ)

Значение знака ОМ (АУМ)


В ведах знак АУМ считают сущностью самого Брахмана. В ведической философии этот святой символ пользуется великой славой. «Я есть АУМ во всех Ведах», — говорит Бог Кришна в «Бхагавадгите». Аум — таинственная формула, откровение Брахмана (высшей реальности). В нем сложным образом выражается имя и одновременно форма высшей истины. Его называют пранавой, что означает трансцендентальное состояние. Три различных буквы, из которых он составлен, обозначают три его различных состояния. «А» означает грубое тело и состояние бодрствования, «У» — тонкое тело и состояние легкого сна, «М» — каузальное тело и состояние глубокого сна микрокосма, или индивидуального человеческого существа. Аналогично для макрокосма: «А» означает вират, или грубое проявление небесной формы, «У» — хираньягарбху, или тонкое метафизическое проявление Вселенной в форме космической силы, а «М» означает Ишвару, или космического Бога в форме великой первопричины создания.
Слияние трех составляющих (А, У, М) в единый символ АУМ (или пранава) отражает самый главный принцип бытия как на микрокосмическом, так и на макрокосмическом уровне. Процесс постепенного разрешения всех трех состояний существования мира явлений выражается в непосредственной духовной реализации и освобождении от телесных оков, что и представляет собой четвертое состояние — турию. Вот почему в ведической литературе АУМ, или пранава отчетливо описывается как святой символ для созерцания, или святая формула для повторения.
В Катха Упанишад Начикетас спрашивает у Ямы (Бога смерти):«Скажи мне, что, по твоему мнению, ни то и ни это, ни причина и ни следствие, ни прошлое и ни будущее?» Яма отвечает: «Коротко говоря, это слово АУМ. Это слово встречается во всех Ведах, все ревнители веры его произносят, все духовные искатели к нему стремятся. Символ означает высшее, Брахмана. Тот, кто знает его, получает все что желает. Аум — лучшая и сильнейшая поддержка для духовной практики. Пользуясь такой поддержкой, можно обрести значимость в мире, управляемом Брахмой (Богом-создателем)».
В «Йога-сутрах» Патанджали также описывает АУМ как обозначение Ишвары (Бога). Поэтому он обладает внутренней силой открывать божественное существо, или высшее сознание. Все йоги и все авторы индийских текстов приписывают огромную потенциальную и мистическую силу знаку АУМ. Содержащаяся в нем сила поистине необъятна, но только продвинутые йоги знают, как ее реализовать.
Все безграничное многообразие звуков проявляется из этого изначального звука АУМ. Этот основной базовый звук является самым утонченным, всепронизывающим и созидательным по своей природе. Он обычно обозначается одним символом ૐ ОМ (АУМ). Этот звук является чистой энергией Божественного созидания, из которой возникают все функции и формы вселенной. Этому звуку предшествует только идея или мысль Божественного замысла, которая его проявляет.
Он содержит в себе могущество на раскрытие внутреннего света, и развитие обычного сознания индивидуума до сверхсознания. Могущество пранава мантры (АУМ) находится у каждого человека в потенциальном состоянии, поэтому ее следует развить и привести в состояние активности, чтобы прийти с ее помощью к духовному продвижению.