Три Гуны

Три гуны: саттва, раджас и тамас


Обычно о гунах говорят как о качествах, атрибутах или свойствах. Поэтому саттва, раджас и тамас можно назвать основными присущими свойствами или атрибутами пракрити (природы). Другое значение слова «гуна» — веревка. Как нить используется для вязания, так и пракрити с помощью гун связывает многообразие сложной Вселенной и полностью контролирует все ее проявления. Более того, гуны пракрити не только связывают материю и объекты проявившейся Вселенной, но также связывают индивидуальные души с тонкими и грубыми телами материи.
Бог Кришна говорит в «Бхагавад Гите»: «Саттва, раджас и тамас три постоянных аспекта, возникающие из пракрити (первичной природы), они связывают внутри тела неуничтожимого его обитателя (душу)».

Гуны не проявляются поодиночке, или индивидуально, они присутствуют во всех производных пракрити одновременно, хотя и в неравных пропорциях.
Саттва, чистая и лучистая, связывает со счастьем и знанием. Нечистый раджас вызывает страсть и алчность, заставляет действовать. Тамас, самая низменная из всех, вызывает невежество, инертность, замешательство и ведет к обману и иллюзии.
Саттва способствует просвещению. Йогам надлежит усиливать саттву и избавляться от раджаса и тамаса в себе, чтобы познать свою истинную реальность. Саттва позволяет увеличить дхарму (достоинства или заслуги) в индивидуальной душе, тогда как раджас и тамас способствуют возникновению адхарм (недостатков).
Саттва создает гармоничные вибрации, раджас – подвижность, а тамас – инертность. Саттва способна излучать свет, раджас – блеклость, тамас – темноту. Саттва поднимает душу к высшим уровням, раджас – на человеческий уровень, а тамас перемещает на низкие уровни.
Саттва дает глубокие знания, озаренность. Раджас дает светские знания, скептицизм. Тамас погружает в иллюзию. Саттва – это покой, ясность, стабильность. Раджас – это беспокойство, беспрестанное движение. Тамас – это глупость и непостоянство.
Саттвой движет поиск духовности. Раджасом движет поиск наслаждений и мирских благ. Тамасом двигают низменные страсти и прожигание жизни. Саттва – это любовь к комфорту и знаниям. Раджас – это увлеченность различными целенаправленными предприятиями. Тамас – склонность к лени, сонливости и невнимательности.
Саттва стремится к постоянству, интеллектуальному росту, ускоренному пониманию, чистоте, духовному пылу, здоровью, счастью, доброте, покорности, честности, любви, состраданию, доверию, прощению, храбрости, смелости, удовлетворенности, энтузиазму, бодрости духа, бесстрашию, благородству, самоконтролю, терпимости.
Раджас стремится к активности, страсти, сильным чувствам, жадности, алчности, привязанности, самодовольству, высокомерию, претенциозности, несправедливости, презрению, лживости, хвастливости, задиристости, излишествам.
Тамас стремится к медлительности, возбудимости, стыдливости, чувству отвращения, злобы, гневу, страху, грубости, беспечности, помешательству, неразумности, упрямству, горю, ненависти, насилию, недостаточности.